Краски времени
Сейчас мы воспринимаем ярко окрашенные ткани как само собой разумеющееся. Но так было не всегда. Окрашивание впервые письменно упоминается с 2600 года до н.э., а реально, возможно и раньше. Способы окрашивания менялись вместе с развитием технологий, так что история окрашивания ткани такая же древняя и богатая, как история цивилизации.
Периоды с 2600 до 55 гг. до н.э. В начале известной истории окрашивания, было три основных источника цвета: индиго, вайда и мурекс. Индиго и вайда это растения. Название индиго происходит от латинского «indicum», означающего «из Индии». Это краситель, который использовался в течение многих веков, он остается популярным для получения синих оттенков и сегодня.
Растение вайда также дает синий краситель. Одна из первых записей о его использовании была сделана в 55 году до н. э., римляне описывали, как галлы (современная Франция) использовали это растение, чтобы раскрашивать себя в синий цвет.
Самым ценным и дорогим красителем этого периода был мурекс, который является разновидностью моллюска. Когда Александр Македонский завоевал Персию в 331 году до н.э., он нашел в столичной сокровищнице пурпурные одежды, которые по нынешним меркам стоили бы немыслимо дорого. Краситель, полученный из мурекса, называется purpura, от него происходит слово «пурпур».
Индия занимала важное место в «текстильной» истории человечества. Это был не только важный источник индиго, но и центр новых разработок. Уже в 330 году до нашей эры появились записи об индийском печатном хлопке. Даже сегодня ткани из Индии ценятся за качество, в том числе качество красителя.
2 – 20 века н. э. В это время, пурпура, полученный из мурекса, был особенно ценным. Из-за высокого спроса и невозможности добывать его в больших количествах, пурпур был очень дорогим и редким. Конечно же, люди пытались найти и другие способы получения фиолетового цвета. Описание первого красителя, похожего на фиолетовый, было найдено в так называемом «стокгольмском папирусе». Он датируется третьим веком и является самым древним из найденных рецептов красителя.
В 273 году нашей эры Император Византии Феодосий вообще объявил запрет на использование пурпурных красок под «страхом смерти» всем, кроме королевской семьи. С другой стороны, красный краситель из корней марены уже был получен к концу этого периода, сделав красный оттенок более доступным.
1188 – 1500 года. В 1200-х годах в Италии возродилась практика использования лишайников рочеллы красильной для получения фиолетового. Это было важно, поскольку давало еще одну возможность получения редкого пурпурного цвета. В истории производства красителей главным источником по-прежнему оставались растения. Вайда красильная для получения синего цвета, корни марены для изготовления красного. К этому списку добавились корни резеды, для получения желтого красителя. А с 1321 года начали использовать бразильское дерево в качестве красителя для создания коралловых, красных, розовых и фиолетовых оттенков. Излишне говорить, что бразильское дерево было намного дешевле мурекса.
1500 — 1700 года. Другим источником получения краски были насекомые. Майя использовали насекомых рода кошениль для создания красного красителя кармин. Краска создавалась путем измельчения насекомых и была достаточно редкой, чтобы стать ценным подношением испанским конкистадорам в 16 веке. Во времена Папы Павла II, чтобы создать «кардинальский пурпур», размалывали насекомое кермес. На самом деле получался алый цвет. Этот краситель стал роскошной заменой мурекса.
Конечно, основной способ получения краски в те времена все-таки был из растений. В 1500 годах их выращивали в промышленных масштабах во Франции, Германии, Нидерландах. Другие природные красители появились в Англии в 1600-х годах, например, из кампешевого дерева. В это же время химик из Нидерландов Корнелиус Дреббель создал красный, используя смесь олова и кошенили. Наступали времена, когда развитие технологий позволило постепенно заменить природные красители на синтетические.
С 1700 лет до 20 века. Человечеству понадобилось время не только для того, чтобы освоить окрашивание ткани, но и для того, чтобы научиться отбеливать полотна. В Шотландии в 1700 годах для этого применяли водоросли. А ближе к концу столетия стали применять хлор.
Индиго всегда было дорогим сырьем, поэтому Англия начала выращивать это растение. Появление же химического синего красителя уменьшило зависимость от индиго. Первым был прусский синий цвет, который получили путем смешивания соли железа и цианистого калия в 1774. Марену красильную заменили химическим веществом ализарин. Синтетический индиго полностью заменил натуральный в 1900-х гг. Уильям Генри Перкин сделал сиреневый краситель с анилином в 1856 году. В истории красителей химические вещества оказались менее дорогими, чем натуральные красители, и получили более широкое применение.
Однако и сейчас есть мастера, занимающиеся традиционным ткачеством, которые применяют в окрашивании натуральные природные пигменты.