Материалы для русского народного костюма. Окрашивание ткани.
Материалы для одежды в конце XIX — начале XX вв. окрашивали крестьяне сами в домашних условиях или отдавали ремесленникам (красильщикам, синильщикам, дубильщикам, набойщикам), работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).
Излюбленным цветом крестьянской одежды всегда был белый естественный цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи (женские и мужские), иногда мужские штаны, женские передники; из белых шерстяных и полушерстяных тканей — шушпаны, нагрудники, бытовавшие в южных регионах России. В западных регионах России (Смоленская, частично Орловская и Калужская губернии) бытовала белая верхняя одежда. Издавна известна на Руси белая овчинная одежда (шубы, полушубки, тулупы).
Черный естественный цвет ткани из овечьей шерсти (а также цвет, полученный окрашиванием смесью дубовой коры, железной ржавчины и хлебного кваса) был характерен для сарафанов Воронежской, Курской, Тульской, Тамбовской, Смоленской губерний, частично для рязанских сарафанов, женских сукманов Тульской, Рязанской, Воронежской губерний. Черная пониточина применялась также для понев в отдельных местах Рязанщины, а также для женских нагрудников и онуч для ног.
Распространенным цветом верхней одежды (различных кафтанов, халатов, зипунов) был буро-коричневый естественный цвет сукна из овечьей шерсти. Подобный цвет получался при окрашивании ткани корой ольхи, болотной торфяной грязью и другими естественными красителями.
Желто-оранжевый, желто-зеленый и другие земляные цвета придавали кожевой ткани овчины путем дубления их древесной корой. Суконная верхняя одежда имела также естественный серый цвет.
Распространенным цветом был синий, получаемый окрашиванием одежды покупной краской индиго (или синий сандал). В Россию ввозили также готовые ткани синего цвета (холщовая крашенина, кубовый миткаль — киндяк, китайка), которые использовали для изготовления сарафанов и кафтанов. Набойки и многие разновидности поневной ткани были синего цвета.
Любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Не случайно слово «красный» в значении «красивый», «нарядный», «ценный», «дорогой», «почетный» и т.п. вытеснило из русского языка древнее обозначение этого цвета — «чермный», «червленый», «багряный». Для получения красного цвета издавна использовали в качестве красителя корни морены; корой березы и настоем жженого кирпича окрашивали ткани в темно-красный цвет. В XV-XVII вв. для праздничной одежды покупали фабричный хлопчатобумажный миткаль красного цвета — кумач.
Настоем желтой кувшинки, листьев березы и т.п. окрашивали в ярко-желтый цвет ткани (шерстяные и полушерстяные), из которых изготовляли женские нагрудники-желтики (Рязанская губерния). В зеленый цвет красили отваром из коры лиственницы или травы пряжу для вышивки и узорного ткачества.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.4. — С. 43-44