Навесные украшения. Шейные украшения.

У всех восточных славян издревле шейными украшениями являлись гривны, ожерелья, бусы, цепочки и др.

Гривны — металлические обручи из меди, серебра или золота — встречаются в мужских и женских славянских погребениях X — XIII вв., а также в богатых киевских и владимирских кладах. Считается, что гривна имела двоякое значение: у женщин — украшение, у мужчин — знак отличия. Как полагают, гривны в Древней Руси служили также деньгами (затем они были заменены слитками, на которые и было перенесено это название). Свидетельством более позднего бытования гривн являются миниатюры из русских летописей XVI в., изображающие княжескую свадьбу, где на женихе и невесте надеты гривны (Прохоров В.П. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Спб., 1881. С. 46.).

Ожерелья и бусы в Древней Руси носили преимущественно женщины. В курганах найдены различной формы бусы из камня, металла, стекла. Ожерелья представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца — «лунницы». В древнерусских документах упоминаются «монисто на гайтане» — бусины, нанизанные на шнурке или нитке, а также «ожерелье» — украшение типа воротника («…ожерелье сожоно, а исподней ряд снизон, да четыре у него пугвицы жемчюжны»). Ожерельем назывались также воротники у рубах, шуб, кафтанов («шуба … ожерелье бобровое»).

Дорогие ожерелья-воротники носили бояре и боярыни; царские ожерелья назывались также «бармами», «оплечьями».

Нагрудные или шейные украшения русских женщин в XVIII — начале XX в. составляли: ошейник, ожерелок — в виде воротника, плетенного из бисера или из ткани и украшенного бисером; цепочки и шнуры; монисто — бусы (Русское женское украшение — монисто, бусы — называлось также «камешки», «перлицо», «перлышко», «гранатки», «янтари», «снизки», «прутики», «бузы».) или другие предметы, например, монеты, нанизанные на нитки.

Ожерелья были разнообразны по форме и материалу: металл, стекло, натуральные ягоды и др. На Смоленщине искусно плели ожерелья из соломы и низали из речных раковин. Богатые крестьяне для ожерелий использовали натуральный янтарь, жемчуг, кораллы, гранаты. Жемчужное ожерелье — перла — носили преимущественно северные великорусы. Нередко дорогой жемчуг заменяли перламутром или белым бисером, украшая кокошники, девичьи перевязки, ожерелья.

Рис. 126. Воронежские народные костюмы в быту (60-е гг. XX в.)

Украшение типа «ошейника», плотно облегая шею в виде ажурного воротника из бисера (или бусин) или спускаясь на грудь в виде прямоугольника, крепилось на полоске ткани, иногда вышитой бисером, или на нитке, которая завязывалась сзади. Такое украшение было распространено преимущественно у южных великорусов, встречалось также в средней полосе России. На Русском Севере носили ожерелья-воротники из ткани с низаным жемчугом (наборушники).

Нашейное украшение из ткани — язык — представляло собой полоску размером примерно 3X10 см, украшенную шнурками, пуговицами и присоединенную к такой же полоске ткани, укрепляемой вокруг шеи. Такие украшения встречались в Калужской, Воронежской и других губерниях.

В XIX — начале XX в. были очень распространены цепочки из разноцветного бисера — плоские или в виде жгута, металлические и из других материалов. Длинные (до 1,5 м) плоские цепочки из бисера надевались на шею и петлей спускались спереди до пояса или ниже, они были характерны для южных великорусов. Их называли «гайтан», «итан», «чепка», «чопка», «цепочка», «чапочка», «почепка», «решетка». Такие нашейные украшения в сочетании с традиционным костюмом по праздничным дням можно было встретить на женщинах Воронежской области еще в конце 60-х гг. XX в. (рис. 126). К цепочке пристегивали подвески (висюлечки), иногда к ней прикрепляли медный крест, и тогда она называлась «хрестовка», «иконка». Бисерная цепочка в виде жгута — виток — встречалась также у северных великорусов.

Русские женщины носили также металлические цепочки из колец (кольчужные) и из пластинок (лапчатые).

Бляхи и фибулы, служившие застежкой одежды (особенно плаща-корзно), встречаются сравнительно редко в славянских древностях. Судя по этнографическим материалам XIX — XX вв., фибулы не характерны для русского и в целом восточнославянского костюма.


Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.12.3. — С. 141-143