Головные уборы и прически. Мужские прически и головные уборы.

В Киевской Руси было почитаемо ношение довольно длинных волос и бороды. Об этом свидетельствуют древние миниатюры и фрески Киева и Новгорода. Однако стрижка и бритье, видимо, существовали у славян и в древние времена. Так, арабский писатель X в. Аль-Балхи, говоря о русах и их длинных бородах, отмечал, что некоторые из них бреются (Гаркави А.Н. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. С. 276.). По описанию Льва Диакона Каносского (История Льва Диакона Каносского и другие сочинения византийских историков. Спб., 1820. С. 97.), князь Святослав брил бороду, но носил усы. Голова у него была также обрита, только на одной стороне висел локон, означавший знатность рода. Некоторые исследователи считают эту прическу восточного происхождения. Подобная прическа была распространена в XVI— XVIII вв. у днепровских казаков, в XIX в. – у части сельского украинского населения на левобережье Днепра. Волосы на голове сбривались и только на макушке оставлялась прядь (оселедец, или чуб), иногда настолько длинная, что спущенная на лоб, она закидывалась затем за правое или левое ухо. Эта прическа отмечена на Руси издавна (прическа Святослава).

В XVI—XVIII вв. на Руси был обычай стричь или брить волосы «по восточной манере». Как отмечает Н.И. Костомаров, «только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали» (Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI—XVII вв. Спб., 1860. С. 101.). Ношение бороды в те времена считалось обязательным для всех сословий. Духовенство вело борьбу (при князе Василии Ивановиче и позднее) с попытками ввести в быт бритье бороды. Так было вплоть до времен Петра I, который узаконил бритье бороды.

В XVIII—XIX вв. обычай ношения бороды и усов продолжал существовать у русских повсеместно в крестьянской и купеческой среде.

В первой половине — середине XIX в. преобладала стрижка в кружало, в кружок, в скобочку, под горшок. С середины XIX в. молодые люди стали причесываться на прямой пробор при прежней стрижке в кружок. Прическа с разделением волос на косой пробор на левой стороне головы распространилась позднее. При этом сзади волосы подстригали выше, чем спереди, а затылок и шею брили. Такая прическа называлась «по-польски», «под польку». Эта прическа довольно широко распространилась и в деревенском быту (Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX в.//Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. С. 597.).

Основным головным убором мужчин была шапка. В славянских курганах Киевщины найдены остатки мужских шапок — войлочных и кожаных. Шапка-валенка у великорусов считается древним типом головного убора. На фресках XI—ХII вв. изображены преимущественно княжеские шапки полусферической или конусовидной формы с меховым околышем. На Руси в X в. великокняжеской шапке было придано значение короны — позднее ею являлась так называемая шапка Мономаха.

Головной убор в большей степени, чем другие элементы костюма, отражал социальное положение человека. Крестьяне носили валяные шапки в виде колпака (суконного или войлочного), а также более низкие круглые шапки с меховым околышем. Крестьяне носили также треух, подбитый мехом и упоминаемый в описи крестьянского имущества XVII в. Богатые люди изготовляли колпаки из атласа, иногда с околышем, украшенным драгоценными камнями и собольей опушкой.

Рис. 123. Мужской вологодский костюм с валяной шапкой. Музейный подлинник (Тотьма)

По этнографическим данным, в XVIII — первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка (валенка, шолом, яломок) как праздничный и повседневный головной убор для осени и зимы (рис. 123). Изготовлялись такие головные уборы из белого или серого войлока и имели форму полусферическую или усеченного конуса, без полей или с высоко загнутыми полями. Они бытовали в отдельных регионах (Калужская и Орловская губернии) еще в XIX — начале XX в. Для великорусов были типичны также коричневые валяные шапки цилиндрической формы с небольшими полями, называемые «черепенник», «грешневик», «гречушник». Изготовляли эти шапки ремесленники, которые продавали их на ярмарках. В первой половине и середине XIX в. грешневики повсеместно носили в русской деревне.

Шлык в виде полусферы, плотно облегавшей голову, изготовляли из куска холста прямоугольной формы, собранного вверху; его носили старые люди еще в начале XX в. на Рязанщине и в других регионах.

Всем восточнославянским народам была известна шапка с четырехугольным верхом (из сукна с меховым или текстильным околышем) — рогулька, рогатка. Ее носили в Смоленской, Архангельской и других губерниях. Для зимы изготовляли меховые, в основном овчинные, шапки или суконные с меховой оторочкой. Шапка с наушниками широко распространена и до настоящего времени, став классическим образцом зимнего головного убора, она имела различные названия — «треух», «долгуша», «ушанка», «чебак», а также «малахай» — термин тюркского происхождения. Папахи — цилиндрические высокие или умеренной высоты шапки с длинным мехом — носили казаки.

В XIX в. получил распространение картуз из фабричной ткани, с козырьком, близкий по форме к военной фуражке. Его носили уже в первой половине XIX в. рабочие и мещане в городах, а частично и в сельских ремесленных районах, более связанных с городом. Во второй половине XIX в. картуз стал общераспространенным головным убором, а с начала XX в. его постепенно заменяет кепи.


Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.11.2. — С. 138-140