Из истории элементов древнерусского костюма. Сапоги.
Разновидностью обуви с голенищами были полусапожки (Полусапожки с короткими голенищами (раструбом) напоминают скифские полусапожки, изображенные на Куль-Обской вазе (Степанов П.К. История русской одежды. Пг., 1916) (рис. 9, г). Они отличались от обычных сапог короткими голенищами (14—15 см) и мягкой конструкцией пятки.
Рис. 9. Основные виды древнерусской кожаной обуви: г — полусапожок; ж — сапог
Наиболее сложным в изготовлении был третий вид обуви — сапоги (рис. 9, ж). В XI в. сапоги носили и на юге Древней Руси, о чем можем судить по миниатюре из «Изборника Святослава” (Сапоги, изображенные здесь, князя и его сына — цветные (возможно из сафьяна) и имеют острые приподнятые носки.) (см. рис. 2).
Рис. 2. Княжеская одежда XI в. (“Изборник Святослава», 1073г.)
Большинство новгородских сапог в XI-XIII вв. было жесткой конструкции, без каблуков. Подошвы с узкой геленочной частью и остатки наборных каблуков (из кожи и железных скобок) указывают на появление к XIV в. обуви на среднем и высоком каблуке. Жесткая обувь отличалась от мягкой не только плотностью используемого материала, но и более сложной конструкцией — наличием прокладок, подкладок, появлением каблука и соответствующим изменением контуров подошвы.
Высота голенищ новгородских сапог небольшая (17-22 см, иногда 25-27 см). Большинство голенищ состояло из двух половинок, соединенных по бокам тачным или выворотным швом, вверху голенища расширялись (ширина вверху 16, 18, 20 см, внизу —10,12,14 см). Встречались сапоги с одношовными голенищами, в этом случае шов располагался сбоку, с внутренней стороны. У некоторых сапог в верхней части голенищ (иногда у щиколотки) были ряды вертикальных прорезей, в которые продевался ремешок, стягивающий голенище по ноге. Головки сапог изготовляли двух видов — тупоносые и остроносые с приподнятым носком. Тупоносые головки делали из простых, грубых сортов кож, а остроносые — из более мягких и тонких. Поверхность остроносых головок в XV-XVI вв. украшалась тиснением в виде параллельных полос. Задинка делалась двойной, образуя карман, в который вставлялся задник из кожи, бересты или лыка. Задинка также украшалась тиснением — рядами горизонтальных полос. Составные подошвы изготовлялись из нескольких слоев тонкой кожи и пришивались к заготовке верха наружным швом. Для того чтобы подошва меньше изнашивалась, ее спереди и сзади подбивали гвоздями (железными или медными) с широкими круглыми шляпками. Уже с XIV в. были известны набойки на каблуки в виде железных скобок.
Рис. 10. Сафьяновый сапог (археологический материал)
Сапоги — наиболее распространенная обувь XV-XVI вв. Большинство из них были с острыми приподнятыми носками. Интересный образец русских сафьяновых зеленых сапог хранится в фондах Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника (рис. 10). Голенище этих сапог двухшовное, с поднарядом. Швы, соединяющие перед и задинку с голенищем сапога, также отделаны кантом из кожи (светлой и темной) и медной проволокой Задинка расшита медной проволокой и полосками цветной кожи (красной и желтой). Подошва пришита к верху сапога цветными нитками (желтыми и малиновыми). Ее низ сплошь обшит железными гвоздиками с выпуклыми шляпками, образующими узор в виде елочки. Металлическая основа каблука была вбита в деревянный подкаблучник, обтянута кожей задника и обвита внизу параллельными рядами медных спиралей. Между слегка оттянутым назад высоким каблуком и подошвой (в геленочной части) получалось пространство, где на самом деле мог «пролететь воробей». В древнерусском фольклоре сохранилось образное описание сапог на высоком каблуке:
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати. (‘Андреев Н.П. Русский фольклор Л, 1938 С 163.)
Обобщая материал археологических находок, следует отметить, что сходство конструкции и декора обуви древнерусских городов — Новгорода, Старой Рязани, Пскова, Смоленска, Москвы, Старой Ладоги — свидетельствует об общности технологии обувного ремесла на Руси, что является одновременно признаком массового производства обуви.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 1. — С. 16-17


