Материалы для русского народного костюма. Ассортимент.
Термины «ткань», «полотно», «сукно», «волна» (шерсть) являются древними общеславянскими. Шерстяная ткань издавна применялась для изготовления не только верхней, но и нательной одежды, например рубах. Б.А. Куфтин (Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. I.M., 1926. С. 20) по археологическим и историческим данным установил, что славяне в XI—XII вв. пользовались также льняной тканью и носили льняную рубаху под верхней шерстяной одеждой. Как считает Л. Нидерле, конопля была заимствована славянами у иранцев, которые употребляли ее как одурманивающее средство, а также знали, что ее волокна пригодны для изготовления тканей (Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Прага, 1924.).
Русские письменные источники XI в. гласят, что для изготовления тканей употребляли наряду с овечьей шерстью также и растительные волокна. В XII— XIII вв. производство тканей достигло значительного развития. Холст, судя по письменным источникам, ткался различных сортов: яриг, или грубая ряднина, толстина, частина, тончица (‘Аристов НА Промышленность древней Руси. Спб., 1866.).
В славянских курганах найдены образцы тканей, выполненные сложным узорным ткачеством на четырех подножках (Лебедева НЛ Очередные вопросы изучения прядения и ткачества. М., 1929.) или с тканым, вышитым и набивным орнаментом. Сукно вырабатывалось в Киеве, Новгороде еще в X в. и даже вывозилось за границу. На Руси были известны также дорогие привозные ткани — шелка привозились с Востока, особенно из Византии. Шелковые ткани назывались паволокой. С XII в. в письменных источниках встречается название ткани «аксамит» — золотая или серебряная узорчатая ткань византийского происхождения. Паволока и «дорогие аксамиты» упоминаются в «Слове о полку Игореве». Шерстяные узорные ткани, по мнению исследователей, известны были русским так же давно, как и в западных странах, т.е. около тысячи лет тому назад.
В качестве материала для одежды древние славяне применяли также меха. Добыча куньих, беличьих, собольих мехов являлась важным источником дохода в Киевской Руси. Мех широко вывозился за границу, в XI—ХН вв. шкурка пушного зверя была денежной единицей в торговле и при собирании дани. Из меха изготовлялась верхняя одежда (мужская и женская), мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов. В летописи и других источниках упоминаются куньи одежды, бобровые шубки, беличьи, горностаевы меха, употреблявшиеся богатыми людьми.
Простым же людям более доступны были овчины, но и эти шкуры представляли для них ценность, на что указывает упоминание об овчинах в духовных грамотах и других документах тех времен. Использовались также шкуры диких животных (носили медвежьи шубы и др.).
В XV-XVII вв. народную одежду изготовляли главным образом из домотканого холста или сукна, а также употребляли привозные хлопчатобумажные ткани. Миткаль, окрашенный в красный цвет, получил название «кумач», окрашенный кубовой, рудо-желтой или другой краской — «киндяк», а узорчатый киндяк — «выбойка». В описи крестьянского имущества XVII в. перечисляется домотканая одежда: «портки робячьи пестрядинные», «шуба овчинная крыта крашениной», «кафтан сукна одинцовово — подложен холстом», «шубка кумашная холодная, подложена холстом, пуговицы оловянные» (Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX в.//Восточнославянский этнографический сборник. Новая серия. Т. XXXI. М., 1956. С. 570.). Отсюда можно заключить, что хлопчатобумажные покупные ткани употреблялись и крестьянами, хотя они изготовляли одежду преимущественно из домотканых материалов. В этот период была оживленная торговля Московского государства с Востоком — дорогие ткани привозили из Персии, Средней Азии, Турции, Китая.
Высокого развития в XV—XVII вв. достигло производство набойки. Особенно известны были московские мастера-пестрядильники.
Широкое распространение имело неокрашенное сукно — сермяга. Из него изготовляли верхнюю одежду люди различных сословий.
С XVIII в. развивается текстильная, и в том числе хлопчатобумажная, промышленность. Фабричные ткани проникают в быт деревни.
Широко бытовала одежда из холста: льняного — у северных и средних великорусов, конопляного — у южных. Такая домашняя ткань называлась «холст», «холстина», «портно», «точа», «точиво», «новина», «кросно». Посконный холст (из поскони или замашки — стеблей конопли) считался наиболее прочной тканью для рубах.
Качество ткани зависело от обработки волокна. Тонкий, хорошо выбеленный холст употреблялся для праздничной одежды; грубый холст из льняных очесов использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Шерстяная или полушерстяная (с льняной или пеньковой основой) толстая домашняя ткань называлась «сукно», «сукманина», «пониточина», «пониток» (На Русском Севере понитком называлась толстая ткань с льняной основой, с чередованием в утке льняной и шерстяной нитки; на юге — пониточиной называли чистошерстяную ткань простого переплетения.), «сермяжина», «однониток» и употреблялась преимущественно для верхней одежды. На Севере (Архангельская и другие губернии) для изготовления кушаков, ткани для сарафанов применялась коровья шерсть.
Кроме обычного способа ткачества — на двух подножках — ткали также при помощи четырех, шести, восьми и более подножек. Сукно, тканное на четырех подножках, называлось «рядное» в отличие от простого, тканного на двух подножках. Многоремизная техника применялась при ткачестве узорного холста для праздничных рубах, а также узорчатой поневной ткани в Рязанской губернии. Отличны еще два способа узорного ткачества: браная (или переборная) и закладная техника ткачества орнаментов. Закладная техника широко применялась, к примеру, в ковроткачестве Средней Азии.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.4. — С. 41-43