Рубаха женская. Типы конструкции рубах. Часть 1.
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) — ведущий (основной) элемент русского женского народного костюма. Это длинная, часто почти до щиколоток, холщовая (льняная или конопляная) нательная одежда. Являясь порой единственным, самостоятельным элементом одежды — костюмом, она выполняла функцию современного женского легкого платья; такая рубаха обязательно подпоясывалась. Бытовали особые покосные (рис. 27), пожнивные рубахи, которые крестьянки надевали во время сенокоса, жатвы. Праздничные рубахи, изготовленные из более тяжелых тканей (сукно, шерсть), часто были также самостоятельным элементом женской одежды. Обмер рубах музейных коллекций показал, что длина их колебалась от 90 до 140 см; наиболее часто встречались рубахи длиной от 105 до 110 см.
Рис. 27. Женская рубаха «покосная» (ВлОКМ)
Все разнообразие русских женских рубах, по мнению ученых, восходит к двум основным типам: туникообразному (южные регионы) (рис. 28, а) и на лямках (северные регионы) (рис. 29). По мнению С. П. Толстова, рубаха на лямках была прототипом северовеликорусской рубахи, состоящей как бы из юбки с широким лифом на лямках (оплечьях) и пришитых к ним рукавов (Толстов С. П. К проблеме аккультурации//Этмография. М., 1930. № 1-2. С. 74.). Подлинных образцов женских рубах таких типов не сохранилось. Бытуя столетиями и видоизменяясь, до нас дошли женские рубахи разнообразных конструкций.
Рис. 28. Рубаха туникообразная. Схема
Рис. 29. Рубаха на лямках. Схема
Архаичной и элементарной по форме и конструкции является туникообразная рубаха: она имеет форму прямоугольника и состоит чаще всего из четырех полотен (полотнищ) холста, в которых имеются отверстия: одно — вырез горловины (для продевания головы) и два — проймы (для вдевания рук). К последним пришиваются рукава по форме прямоугольных полотнищ. Все линии соединения полотнищ в такой конструкции прямые, и рубаха легко раскладывается на плоскости (без складок и заминов).
В туникообразных рубахах можно выделить два способа расположения полотнищ:
1) полотнища холста перебрасываются через оба плеча, а линии соединения полотнищ проходят по центру (спереди и сзади) и по бокам. Прямоугольное полотнище рукава (соответствующее ширине холста) узкой стороной (по линии утка) соединяется с верхними срезами боковых полотнищ, являющимися проймами стана рубахи (см. рис. 28, а);
2) основное полотнище в две длины рубахи имеет вырез в центре по линии плеча для продевания головы — линию горловины. Полотнище располагается по центру фигуры (спереди и сзади). К нему по бокам присоединяется по одному полотнищу так, что верхние срезы доходят до линии проймы (рукава) и примыкают к рукавам (рис. 28, б). Этот тип конструкции встречается в античных туниках, византийском саккосе, а также в облачениях царей и церковных служителей.
Позже такая конструкция характеризует женские рубахи волго-финских народностей, а также русские мужские рубахи, имеющие всегда конструкцию по второму способу расположения полотнищ, т.е. рукава присоединены к среднему (центральному) полотнищу. Важно отметить то, что в женских русских рубахах конструкции такого типа не встречались, но они имели место в других видах наплечной праздничной женской южнорусской одежды. Наблюдались различия в решении туникообразных рубах за счет конструкции горловины (воротника), деталей рукавов, декора. Например, мужская рубаха имела косой разрез ворота и часто орнаментированный низ рубахи.
Самостоятельным типом конструкции была рубаха без рукавов на лямках (бретелях) (см. рис. 29). Стан таких рубах представлял собой высокую юбку, собранную по верхнему краю в сборки и удерживаемую на фигуре одной или двумя лямками, которые иногда заменялись лифом. Такой тип рубах бытовал в основном у западных славян, например чехов, известен он также в Швеции. У северорусов такая конструкция имела место только в прямом сарафане.
Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь и соединенных на плечах с четырехугольными кусками (вставками) ткани — поликами (рис. 30, а). Эти полики, по мнению исследователей (Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. I M., 1926. С. 23.), заменили собой плечевые пряжки-аграфы, с помощью которых в древние времена передние и задние полотнища ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Соединив полотнища по продольным линиям и присоединив к ним сверху широкие у основания рукава, которые также могли быть собраны в сборки (складки), получали рубаху новой конструкции. Одним из ее вариантов являлась рубаха, у которой цельные рукава продолжались до самой горловины, так что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов (рис. 30, б). Такая конструкция (с поликами и без них) характеризует женские рубахи крестьян, в основном северных районов, и считается древним типом русских женских рубах.
Рис. 30. Рубаха с плечевыми вставками — поликами (а) и бесполиковая рубаха, у которой рукава продолжаются до самой горловины (б). Схемы
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.6.1. — С. 46-50





