Навесные украшения. Пояса. Поясные украшения.
ПОЯСА
Неотъемлемым элементом русского народного костюма (мужского и женского) издавна был пояс. Подпоясывали рубахи (женскую и мужскую), сарафан, верхнюю одежду.
Пояс выполнял одновременно две функции — эстетическую и утилитарную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы, выигрышно расчленяет фигуру человека и удлиненные формы костюма, создавая гармоничную, выразительную композицию. Подпоясывание обеспечивает разнообразные способы ношения одежды. Например, в длинной женской рубахе делался напуск, который по-разному драпировался и вместе с тем мог выполнять утилитарную функцию — служить мешком-карманом. К поясу крепились предметы обихода — сумочки, гребни, ключи и т.п. В свое время пояс служил для ношения оружия (меч, сабля) и орудий труда (топор, нож).
И.Е. Забелин пишет о быте XVI—XVII вв.: «Появляться в каких-либо случаях без пояса на сорочке значило обнаруживать свой разврат. Так могла поступить только одна Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча» (Забелин И.Е. Домашний быт русского народа. Т. 2. М., 1869. С. 475.). У восточных славян существовало представление о том, что пояс служит талисманом, охраняющим от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов, и что он увеличивает силу мужчины (Zelenin D. Russiche (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig, 1927. S. 224.).
Свидетельства о ношении пояса в Древней Руси имеются в летописях, изображениях на миниатюрах и фресках XI—XII вв. Богатые люди носили пояса из дорогих тканей или из кожи с металлическими бляшками. Древние способы изготовления поясов — плетение и ткачество из шерстяных, льняных, конопляных нитей и даже из лыка. Пояс в комплексе женского костюма изображен на браслете XII в., а также на миниатюре Кенигсбергской летописи XV в.
Рис. 124. Пояса (по книге «Русские. Историко-этнографический атлас». М., 1967)
Пояс — общевосточнославянский термин. Имеются и другие названия — «опояска», «кушак», «сетка»,
«покромка», «ремень». Кожаный пояс составлял, как правило, принадлежность мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Более распространенными (у мужчин и женщин) были плетеные и тканые пояса. Ширина их различна. Исследователи выделяют два типа поясов: 1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетеный — «дерганый» или тканый); 2) широкий — кушак, который обычно носили по верхней одежде (рис. 124). У русских широкими кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду (рис. 125). Узкие пояса изготовляли шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см.
Рис. 125. Пояс-кушак в сочетании с верхней одеждой. Музейный подлинник (КрОКМ)
Для тканых поясов был характерен прямолинейно-геометрический орнамент; встречались также мотивы ромба, усложненный гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, иногда розеток. Вологодские пояса, получившие широкое распространение в русских северных регионах, выполняли закладной техникой: разноцветный уток пропускали не полностью, а лишь через часть основы, и поворачивали нить обратно. В сохранившихся образцах на фоне цветных полос нередко проступают слова, указывающие год и место изготовления, а также имя и фамилию владельца пояса. Пояс преимущественно завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы пояса отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерсти и т.п.
Для покромок, характерных для бывшего однодворческого населения южных регионов Рязанской, Тульской и других губерний, характерны нашивки из разноцветных лент, позумента, блесток, пуговиц.
Существовали два основных способа ношения пояса: высоко — под грудью и низко — под животом. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до 5 м), нередко обертывали несколько раз вокруг фигуры. Как уже упоминалось, на мужском поясе закреплялся мешочек из кожи для денег и принадлежностей для высекания огня — калита. У русских девушек в ряде регионов обычным было прикрепление к поясу кармана для подарков, у замужних женщин — для разных мелких предметов и денег. Изготовляли их из ткани и вышивали, а иногда составляли из различных кусочков ситца.
Украшения, носимые на руках, голове (висках и ушах), а также шейные и поясные украшения выполняли как эстетическую, так и утилитарную (для скрепления одежды, закрепления пояса — фибулы, запонки и др.) функцию.
Содержательные и интересные сведения о древнерусских украшениях донесли до нас археологические раскопки и ряд письменных источников (см. рис. 12, а), а также этнографические данные.
ПОЯСНЫЕ УКРАШЕНИЯ
Поясными украшениями в русском народном костюме являются пряжки и подвески к поясу. Металлические (чаще медные) пряжки, нередко художественно обработанные, служили застежками кожаных поясов.
Поясные подвески как украшение известны в женском южновеликорусском поневном комплексе. Это так называемые махры, подмахорники, назадни, которые встречались в Рязанской, Воронежской и других губерниях еще в начале XX в., причем были они парные или одиночные. Парные поясные украшения изготовляли из прямоугольных кусков ткани на твердой основе (примерный размер их: 48х8 см и 38х7 см), лицевую сторону украшали вышивкой, позументом, блестками, лентой, иногда пуговицами. Носили такие украшения у пояса сзади и по бокам. Одиночная подвеска состояла из одной лопасти с длинной петлей из ленты, в которую продевали пояс; подвеска спускалась от талии сзади.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.12.1., 2.12.2. — С. 140-141