Русская народная верхняя одежда. Женская и мужская. Классификация.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ПО СПОСОБУ НОШЕНИЯ
Верхней русской народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевавшаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана (или поневы, юбки) и передника, включая нагрудную женскую одежду (нагрудник, безрукавку, душегрейку на лямках и др.). Женская крестьянская верхняя одежда по конструкции почти не отличалась от мужской, различие заключалось в деталях, размерах и степени декорирования. Женская одежда, особенно праздничная, больше декорировалась. Лишь немногие виды верхней одежды являлись исключительно женскими (например, шугай) или исключительно мужскими (например, бекеша, бешмет). Большинство видов крестьянской одежды были как мужскими, так и женскими. И мужская и женская верхняя одежда запахивалась одинаково — правая пола глубоко нахлестывалась на левую, поэтому правая пола часто делалась длиннее левой на 5-10 см (По отношению к верхней народной одежде понятия «однобортная одежда» и «двубортная одежда» не соответствуют современным представлениям об одежде однобортной и двубортной, у которой при отвесном (вертикальном) положении полочек ось симметрии проходит соответственно по линии расположения пуговиц или посередине расстояния между двумя рядами пуговиц.), линия борта — косой. Застежка располагалась в основном до линии талии: пуговицы или крючки — на правой поле, петли — на левой.
Верхняя одежда, особенно у великорусов (Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. I. M., 1877. С. 50-55.), была очень разнообразной. П.С. Ефименко, описывая быт великорусов Архангельской губернии в 80-х гг. XIX в., насчитал, например, более 30 разновидностей верхней (мужской и женской) одежды.
По способу ношения выделяются два типа верхней одежды: наброшенная на плечи (плащ, накидка) и наиболее характерная — вдеваемая в рукава, последнюю разделяют на глухую и распашную.
Плащ у славян является одной из древних форм одежды. По этнографическим данным XIX — XX в., плащевидная одежда не имела такого значения у восточных славян, как у западных. Следы бытования плащевидной одежды долго сохранялись у восточных славян в способе ношения внакидку верхней одежды с рукавами. Таким примером является пониток из шерстяной домотканины на Рязанщине, бытовавший еще в 20-х гг. XX в. под названием «халат», «тайник». В развернутом виде на плоскости такая одежда представляла почти полукруг и имела рукава, которые свисали вдоль спины при накидывании понитка на голову (Данилин А.Т. Крестьянская одежда «Богословщины» Рязанской губернии. Труды Общества исследователей Рязанского края. Вып. IX. Рязань. С. 6-7.). У русских было также распространено ношение кафтана или свитки внакидку, иногда на одном плече.
Глухая туникообразная одежда (как и туникообразные рубахи) различаются по расположению швов: 1) с центральным полотнищем, перегнутым на плечах, и с присоединенными к нему боковыми полотнищами; 2) с двумя полотнищами, перегнутыми на плечах, швы проходили спереди, сзади — посередине и по бокам. Переход к распашной одежде здесь был более прост и органичен: полотнища спереди не соединялись. Из глухой одежды первой разновидности распашная одежда возникла более сложным путем: для этого нужно было разрезать переднее полотнище. Таким образом возникли, например, распашные шушпаны, шушуны в южных регионах (рис. 128). На ранних русских миниатюрах, иконах и других памятниках изображается глухая одежда, но распашная не встречается.
Рис. 128. Распашная туникообразная верхняя одежда. Музейный подлинник (РИАМЗ)
О времени появления распашной одежды у русских (как и всех восточных славян) судить сложно. Распашная, одежда наиболее типична для кочевых в прошлом народов Азии. Вместе с тем традиции распашной одежды в Восточной Европе очень древние. На Куль-Обской вазе середины I в. до н. э. изображены скифы, одетые в распашную одежду: кафтаны, подпоясанные или заправленные в штаны (см. рис. 23) (Степанов П.К. История русской одежды. Вып. I. Пг., 1916. Табл. V, VI.). Предполагается, что распашная одежда была известна славянам уже в раннее время, а в XV — XVI вв. эта одежда стала обычной, о чем можно судить по многим документам того времени, например, по миниатюрам Кенигсбергской летописи (XV в.) (Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944. Рис. 4, 9.) и заставкам рукописей, в частности рязанским XVI в., в которых преобладают изображения такой одежды.
Распашная одежда конструктивно подразделяется на следующие типы.
- Халатообразная с прямой неотрезной спинкой (рис. 129, /) прямого покроя, со вставленными боковыми продольными клиньями; с клиньями, сильно расширяющими низ (в развернутом виде на плоскости одежда представляет полукруг).
- Прилегающая по линии талии, с неотрезной спинкой, со вставленными по бокам клиньями (рис.129, //).
- Прилегающая по линии талии, с отрезной спинкой или отрезная кругом. Разновидности такой одежды, с отрезной спинкой и юбкой без сборок; со сборками или складками на юбке (рис. 129, ///).
Исследователи прослеживают путь от прямой одежды к косоклинной, затем к одежде сборчатой с отрезной спинкой (Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskund. Berlin-Leipzig. 1927; Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX в.//Восточнославянский этнографический сборник. М., 1965. С. 702-712.). Время появления одежды со сборками в русском народном костюме определить трудно. Такая одежда в XVIII в. была распространена среди городского населения и у крестьян, но в ряде мест даже в XIX в. в деревне ее еще не было. В ряде регионов этот вид одежды появился лишь в 60-х гг. XIX в. Представляется, что появление верхней одежды со сборками взаимосвязано с распространением сарафана с лифом. С позиции наслоения форм при ношении эти названные виды одежды созвучны.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.13.1. — С. 144-145



