Материалы для русского народного костюма. Тканые узоры.

Кроме гладкокрашеных тканей для изготовления одежды использовались также узорные ткани с тканым рисунком. Для праздничной одежды (например, головных уборов) иногда покупали дорогие привозные ткани — шелк, парчу. В основном же применялись ткани домашнего изготовления.

Тканый орнамент получали по-разному. Большим разнообразием цветов, рисунков и фактур отличались полушерстяные и шерстяные поневные ткани. Самой простой и наиболее распространенной поневной тканью была легкая шерстяная клетчатая ткань, выполненная на двух подножках. Основной фон ее был чаще всего синий. Наиболее древними считаются красные и черные поневы (тульские, орловские, воронежские, смоленские). Клетка поневных тканей была в основном квадратная или слегка вытянутая по вертикали (размеры клетки были от 12х12 см до 2х1 см). Встречались также ткани с сильно вытянутыми клетками; с очень широкими, короткими и как бы сплюснутыми клетками (Тульская, Орловская, Калужская, Смоленская губернии).

Для выполнения полос в поневной ткани использовали овечью шерсть (крашеную или белую) домашнего производства, а также льняную или конопляную пряжу, фабричные хлопчатобумажные нити. Цвета нитей, образующих клетку, были различными в разных регионах и зависели от функции поневы и возраста ее владелицы. С помощью различных сочетаний цветов нитей в клетках, размеров и формы клеток создавалось множество разновидностей рисунков поневной ткани. Поневные ткани в этой связи имели различные названия — «белоглазка» (благодаря преобладанию белого цвета нитей), «красноглазка», «желтоглазка». Цыганкой на Орловщине называли поневную ткань с мелкой бело-желто-черной клеткой по красному фону (Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. М., 1927. С. 35.). Основными цветами поневных клеток были красный, желтый, синий, а также зеленый, черный и белый, которые искусно сочетались в композиции ткани. Особой красочностью и фактурностью решения отличались рязанские поневы Мещерского края — сложный орнамент выполнялся на четырех подножках с применением особых приспособлений (бральниц). Разновидностью подобных тканей была тяжелая браная ткань с холщовой основой и шерстяным утком, украшенная своеобразным ромбическим орнаментом, называвшимся «челноки» (ромб, сильно вытянутый в ширину). На севере Рязанщины бытовали красные поневы с поперечными синими полосами.

Особым видом узорной ткани была продольно-полосатая ткань для юбок, выполненная на трех подножках. Полосатые юбки бытовали на Русском Севере (Вологодская, Архангельская губернии) и в южных губерниях России (Рязанская, Тульская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии). При изготовлении продольно-полосатой ткани рисунок закладывался в виде сочетающихся пасм шерстяных цветных ниток; уток же на русских полосатых тканях был всегда одноцветный — красный.

Принимая во внимание, что фактура — это характер строения поверхности материала (ткани), в крестьянском костюме сочетались самые разнообразные фактуры — гладкие, матовые, блестящие, ворсовые, прозрачные и др. Сочетал в композиции разнообразные материалы, русский костюм отличался своеобразием и богатством.


Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с: ил. — ISBN 5-7088-0046-1. — Гл. 2.4. — С. 44-45